Система индикации уровня топлива — неотъемлемый элемент любого автомобиля и важная часть водительской культуры. Своевременная заправка транспортного средства является фундаментальным аспектом его правильной эксплуатации. Когда речь заходит о газобаллонном оборудовании (ГБО), где баллон заправляется газовым топливом, закономерно возникает вопрос: "Каким образом контролировать оставшийся объем газа?"
После установки газового оборудования в салоне автомобиля появляется специальная кнопка для переключения между бензином и газом. На этом переключателе обычно расположены световые индикаторы, отображающие текущий уровень газа в баллоне.
Переключатель вида топлива SAVER DG7
Однако существует принципиальное отличие от штатной топливной системы автомобиля: если в бензобаке датчик уровня топлива интегрирован изначально, то при стандартной установке ГБО такой датчик часто не входит в основной пакет оборудования и является дополнительной услугой.
Это порождает множество вопросов у владельцев авто с газовым оборудованием: действительно ли необходима эта опция для комфортной и безопасной эксплуатации автомобиля на газе?
Давайте детально рассмотрим этот вопрос в нашей статье.
В современных системах ГБО применяются два основных типа датчиков уровня газа:
ПРОПАН. Датчики поплавкового типа
Внутри мультиклапана баллона устанавливается специальный поплавковый механизм. При расходовании газа поплавок постепенно опускается, приводя в движение ось с магнитом. Электронный модуль на корпусе мультиклапана фиксирует изменение положения магнита и передает эту информацию на переключатель топлива или отдельный индикатор в салоне автомобиля.
Основные виды датчиков уровня пропана для мультиклапанов:
Сенсор уровня газа SAVER (KME PW3)
Отметим, что на сегодняшний день также существуют ультразвуковые датчики уровня пропана, однако они не совместимы со штатным переключателем систем ГБО, а для отображения уровня топлива используется отдельный дисплей.
МЕТАН. Манометры, датчики определения давления
В отличие от пропана, в метановых ГБО системах газ находится в баллоне не в жидкой, а в паровой фазе. В связи с этим, для измерения остатка метана устанавливается в баллоне или вразрез топливной магистрали перед редуктором специальный манометр, который анализирует давление газа в топливной магистрали и на основе этих данных вычисляет приблизительный остаток топлива. Полученная информация отображается на приборной панели автомобиля.
Основные виды электронных манометров:
Манометр с сенсором давления для NEW DREAM MT206E (new design)
Следует отметить, что датчики уровня эффективно функционируют как на пропановых, так и на метановых установках. Однако важно понимать, что их показания в газовых системах обычно имеют ориентировочный характер, особенно в крайних диапазонах измерения (при полном или почти пустом баллоне). Такая погрешность обусловлена спецификой фазового состояния газового топлива, геометрией баллона, влиянием температуры окружающей среды и рядом других физических факторов.
Фото манометра CNGAUGE, установленного на автомобиле Hyundai Elantra с метановым ГБО
Для корректной работы сенсора в системах ГБО 4 поколения необходима его калибровка. Процедура выполняется следующим образом:
Калибровка уровня в основном нужна в случаях замены датчика, замены баллона другой емкости, установки нового мультиклапана.
На ГБО 4-го поколения при полном израсходовании газового топлива в баллоне система автоматически переключится на штатное топливо автомобиля (бензин или дизель). Это происходит благодаря газовому ЭБУ, который непрерывно контролирует работу системы и осуществляет переключение при критической нехватке топлива. Данный процесс абсолютно безопасен и не наносит никакого вреда компонентам газобаллонного оборудования.
Стоимость установки датчика уровня газа варьируется в зависимости от региона и конкретного сервисного центра. По данным на май 2025 года, в сервисном центре ИТАЛГАЗ эта услуга обойдется в 3500 рублей, включая стоимость самого датчика и работы по его монтажу и настройке.
Необходимо подчеркнуть, что решение об установке датчика уровня газа остается исключительно за автовладельцем. Следует обратить внимание: если в установочном центре вас активно отговаривают от приобретения этой дополнительной опции, возможно, процедура установки и последующей калибровки датчика представляет определенные технические сложности, или специалисты просто не хотят "усложнять" себе работу.
Обращайтесь только в авторизованные сервисные центры для установки ГБО и его компонентов: https://omvlgbo.ru/services/
|
|